МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В ТВОРЧЕСТВЕ В. НАБОКОВА

Стрельникова Лариса Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, научный сотрудник кафедры отечественной и зарубежной филологии, Армавирский лингвистический социальный институт


 

Аннотация. В статье исследуются основные принципы игровой поэтики русскоязычного писателя В. Набокова. В модернизме, а затем в постмодернизме игра стала ключевым фактором метапоэтики, автор противостоит реалистическому изображению действительности, иронизирует над ней, пародирует мотивы и образы культурных кодов, чтобы показать самоценность искусства и творческого процесса. С их помощью художник творит индивидуальный художественный мир, отвергая детерминистские законы бытия и устанавливая авторские правила игры в искусство.

Ключевые слова: модернизм, постмодернизм, аллегория, Набоков, дегуманизация, деконструкция, интертекстуальность.